(no subject)
May. 19th, 2010 12:33 pm)Потихоньку подбираемся к моим любимым полихетам. Их относят к беспозвоночным животным.
Беспозвоночные – очень странный конструкт. Сюда попали все-все-все, кто лишен сомнительного счастья обладания внутренним скелетом.
Человек типовой - существо специфическое. Ему мир за пределами собственного как правило кажется во-первых, слабо населенным, во-вторых, однородным, в третьих примитивным. А поскольку человек, как раз, относится к позвоночным … в общем беспозвоночные животные – это такое Замкадье.
На роль Питера в этой схеме будут претендовать, вероятно, насекомые с примкнувшими к ним пауками. Принципиально не чувствуют себя провинциалами (энтомология с остальной зоологией беспозвоночных не смешивается, даже кафедры в вузах разные). Считают себя в чем-то круче, чем «москвичи» (не то чтобы совсем без оснований). Правда насекомых все-таки побольше, чем позвоночных будет, так что аналогия слегка прихрамывает.
В основном беспозвоночные живут в море. В реках-озерах тоже живут, но меньше. На суше – совсем немного (сравнительно с морем, понятно, так-то изрядно). Впрочем позвоночных в воде (не скажу в море) тоже больше, чем на суше.
Систематики (см.) делят беспозвоночных на множество типов. Примерно так на 34 (плюс-минус, в зависимости от взглядов систематика на мироустройство. В последнее время скорее плюс. Некоторые перечислены в школьном учебнике.
Тип Губки. Самые-самые примитивные, с чем кажется все согласны. Губку можно протереть через сито и она выживет. Выглядит как губка. Собственно те губки, которыми моются (если натуральные) это скелеты тех губок, которые в море живут
Люди их не едят. Их вообще почти никто не ест.
Тип Кишечнополостные. Медузы-кораллы всякие. Общие признаки – радиальная симметрия (то есть круглые, если сверху посмотреть), есть щупальца и больно стрекаются. На 98% состоят из воды. Некоторые отращивают себе известковый скелет. Много-много известкового скелета.
Их обычно не едят… ну кроме китайцев.
Черви. Привычные по школьному учебнику типы плоские, круглые и кольчатые; и еще десяток типов до кучи. Бывают с зубами и без зубов, с глазами и без глаз и вообще разные.
Некоторых едят всякие аборигены и голодные студенты.
класс Ракообразные. Их все знают. Бедные родственники насекомых и паукообразных, остались в море и потому не получили никаких бонусов, и даже типа им не дали.
Их едят, какие побольше.
тип Моллюски. Почти как черви, только с раковинами. Некоторые, впрочем, без раковин, но это вторично. Многих – едят.
тип Иглокожие. Морские звезды, ежи, лилии, голотурии, офиуры. Своеобразные тварюшки, обзавелись некоторым набором уникальных органов и радиальной симметрией до кучи. Их не едят, жесткие. А, хотя вру, икру морских ежей едят очень даже. И голотурий тоже, хотя на мой взгляд – ластик-ластиком…
Хордовые, полухордовые и пр. Те, кто не успел стать позвоночными, или не захотел стать позвоночными, или не знал, что существуют позвоночные. Не едят.
Всякие непонятные твари, которых не знали куда запихнуть и выделили для них отдельные типы. Гребневики, мшанки, плеченогие, тихоходки, щетинкочелюстные, форониды, и так далее.
Все понятно?
Если не очень, то можно рассматривать не систематические категории, а жизненные формы. Главное не забывать, что сходная жизненная форма еще не означает родства.
Если очень грубо, то в воде водятся (категории высосаны из пальца, потом сравню с умными книжками по вопросу):
Неподвижные фильтраторы. Сидячая штука с дырками. Через одни дырки вода засасывается внутрь, через другие – выбрасывается наружу. Тихий и мирный образ жизни. Можно даже без нервной системы обойтись.
Некоторым от природы не светит ничего большего в виду примитивности (губкам, например), другие практикуют даунщифтинг (асцидии так вообще без пяти минут позвоночные)
Со скрипом сюда можно записать двустворчатых моллюсков, как минимум некоторых. А можно выделить в отдельную группу двустворчатых фильтраторов. Вместе с плеченогими они же брахиоподы.
Твари со щупальцами. Общий вид – рюмка на ножке, по краю щупальца, в середине рот. Сидит на дне, щупальцами ловит добычу, запихивает в рот. Кишечнополостные, мшанки, форониды, кампануляты, на вид похожи, ни разу не родственники. Некоторые черви тоже пытаются имитировать такую форму, не совсем безуспешно. Обычно мелкие, крупному сложнее прокормиться.
Если рюмку оторвать от ножки и перевернуть кверх ногами – получится медуза (собственно, некоторые медузы так и получаются). Кроме кишечнополостных, впрочем, медуз кажется никто не производит.
Черви. Самая разнородная группа, в которую попадают любые беспозвоночные, более длинные, чем широкие и без скелета. Общего между разными группами червей зачастую примерно столько же, сколько между ними и вами. Очень удобная форма – вроде и большой, а в маленькую дырочку пролезает.
Некоторые ползают по дну, некоторые зарываются в грунт, некоторые плавают. Встречаются и те, что сидят неподвижно.
Моллюски брюхоногие с ракушками – они и есть моллюски брюхоногие с ракушками.
Членистоногие животные из соответствующего типа. Кроме ракообразных в море можно найти морских пауков (сухопутным паукам не родственники, просто похожи) мечехвостов… и кажется все. В пресной воде еще насекомые попадаются и паук-серебрянка.
Иглокожие – тоже сами по себе. Обзавелись радиальной симметрией, как твари со щупальцами, только скорее не рюмка, а чашка или перевернутая тарелка. Некоторые голотурии похожи на червей.
Активно плавающие в толще воды твари. Вообще рыбы в этом качестве успешнее, без внутреннего скелета быстро плавать неудобно. Тут разве что кальмары конкурируют, соорудив себе почти внутренний скелет из остатков раковины. А остальные мелкие и плавают медленно.
Паразиты. Отличаются крайне хорошо развитой репродуктивной системой и крайне плохо развитым всем остальным (кроме, возможно, органов прикрепления, и то не факт). Понять по внешнему виду, что это было и откуда произошло часто невозможно, приходится смотреть личинок. Бывает, что самцы паразитируют на самках. Наоборот не бывает.