(no subject)
Feb. 23rd, 2014 09:42 pmРебенок смотрит мультики про то, как все хорошие победили всех плохих.
А я мрачно думаю, не убрать ли такие мультики нафиг. Хотя конечно, не убрать, но объяснять, объяснять, объяснять...
Потому что смотрю я по сторонам, и вижу кучу людей, которые в своем мышлении остановились именно на уровне мультиков. Все хорошие победили всех плохих, дальше ура, все танцуют и титры.
А все враги либо каются в грехах, либо исчезают куда-то из нашей реальности.
К превеликому моему сожалению, это не так.
Если вы, скажем, набили Васе морду (пусть даже абсолютно за дело) он, как ни странно, не станет вас любить, а вовсе даже наоборот. Ну то есть истории известны случаи, когда Вася каялся и начинал новую жизнь, но такого Васю собственно и бить не обязательно. А так, в среднем, Вася будет недоволен и зол. И будет хотеть реванша. И чем больше вы говорите, что набили морду за дело - тем больше Вася будет мечтать о том, чтобы показать всем окружающим, будто это не так.
Отсюда всякие грустные социальные следствия.
Так вот мое личное грустное мнение. Если вы не можете врага уничтожить или еще каким образом изъять из своей среды обитания - очень важным оказывается -если уж вы набили ему морду, то дать ему сохранить лицо.
no subject
Date: 2014-02-23 05:44 pm (UTC)С этим абсолютно соглашусь.
no subject
Date: 2014-02-23 05:48 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-23 06:00 pm (UTC)А с частичным проблемы. Мир неприятно тесен.
no subject
Date: 2014-02-23 08:21 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-23 06:02 pm (UTC)Но я конечно могу перегибать в сторону пессимизма, да.
no subject
Date: 2014-02-23 06:09 pm (UTC)Но для неадекватных врагов это тем более верно.
no subject
Date: 2014-02-23 06:40 pm (UTC)А с НЕадекватным... тут уже даже "сохранение его лица" ничего особо не даст...
no subject
Date: 2014-02-23 06:53 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-23 08:15 pm (UTC)А неадекватный - это каждый раз "кто его знает, что у него там в голове"... а тем более - что там будет через пять минут. То есть ты будешь злобным врагом и гнусным гадом - но так и не заподозришь, отчего, почему, и как на это повлиять...
no subject
Date: 2014-02-23 09:02 pm (UTC)А вот chaotic evil - это уже враг неадекватный.
no subject
Date: 2014-02-24 05:13 am (UTC)Идеально - это когда из врага делают конкурента.
В chaotic evil я, впрочем, тоже не верю. Если мне причины поведения человека непонятны, это больше говорит о моем понимании.
no subject
Date: 2014-02-24 07:09 am (UTC)А "враг" - это тот, кто считает тебя Вселенским Злом. Или ты его считаешь.
no subject
Date: 2014-02-24 07:30 am (UTC)А если не могу - то враги они, конкуренты или еще кто, но с людьми придется жить. А люди- они конечно не дотягивают до котиков, но все-таки склонны достигать своих, а не моих целей и если им набьешь морду -как правило затаивают недоброе. Почему-то. То есть можно конечно бить морду регулярно, чтоб рыпнуться не смели - но жить то когда.
Причем это делают все люди, и даже злодеи если им морду набить ведут себя ровно так же
no subject
Date: 2014-02-23 06:52 pm (UTC)Потому что если Васе набили морду, то он и правда отомстит. И пока Вася не разберется, чего же он не поделил с Федей, ни одна побитая морда не поможет.
no subject
Date: 2014-02-23 07:01 pm (UTC)no subject
Date: 2014-02-24 05:18 am (UTC)А если "Вася гадость сделал, теперь мы будем ему регулярно морду бить, чтоб не забывал, какая сволочь" - то не работает.
И ты права, приходится бить морду Васе регулярно и находиться в постоянной готовности.
no subject
Date: 2014-02-24 08:59 am (UTC)no subject
Date: 2014-02-24 09:05 am (UTC)no subject
Date: 2014-02-24 10:00 am (UTC)no subject
Date: 2014-02-24 09:51 am (UTC)Ну. если бить морду регулярно и часто - Вася. как минимум, задумается)
no subject
Date: 2014-02-24 09:56 am (UTC)no subject
Date: 2014-02-24 01:36 am (UTC)Если эти мультики запретить или заобъяснять до неузнаваемости, ребёнок их будет видеть где-то ещё, или придумает сам, причем самым примитивным образом. Не будет саги о героях, будут комиксы о самом здоровенном жлобе.
А вот уже потом, совсем потом - объяснять, объяснять. Что такое победить. Что происходит с побежденным. Что вам потом за это будет, и как с этим потом жить. Собственно, когда мне попадаются в руки романтичные дети 10-25 лет, я им говорю примерно так. Настоящее, острое, тяжелое оружие - это плохо и опасно. Деревянный тренировочный меч - это замечательно. Во-первых, бегать прыгать и махать полезно для здоровья. А во-вторых, деревянный меч учит, в общих чертах, что делать когда к вам придут с железным.
no subject
Date: 2014-02-24 05:23 am (UTC)А про "нам разрешается" - это да. Терпеть не могу относительную этику. Ну когда "вообще бить морду плохо, но негодяям - хорошо". Но я наверное циничная сволочь, я могу жить с сознанием того факта, что иногда поступаю плохо, а кто-то и не может.
no subject
Date: 2014-02-24 04:54 am (UTC)Реверансы перед Васей - это из страха, что он вырастет, станет сильнее и отомстит, это не-победительская установка как минимум (а как максимум - позиция неудачника, типа, ты Васю победил сейчас, но ЗА ЭТО он тебя победит позже, и поэтому ты всё равно проиграл).
Пофиг на Васю, Вася побежден. И или вообще больше не полезет, или снова получит в бубен.
no subject
Date: 2014-02-24 05:09 am (UTC)Но да, я не люблю установки победителя. Потому что там результат заменяется победой. Я победил Васю, и дал ему в бубен, пофиг что никому от этого хорошо не стало, зато плохой Вася с битой мордой.
no subject
Date: 2014-02-24 07:26 am (UTC)Про сотрудничество в сказках тоже есть, но битва добра со злом не про сотрудничество же.
В победе есть тот, кому стало хорошо, это победитель :) Если от победы нехорошо, то "победитель" не победил.
Для тебя победа сама по себе не результат (хотя сказки как раз об этом), тебе важнее договориться, так? Чтоб дракон пошёл помогать герою добывать принцессу из башни, ну например. Но тогда и битвы быть не должно.
no subject
Date: 2014-02-24 08:27 am (UTC)Но может быть задача чтобы дракон земли не разорял. Это другая задача и методы другие
Или жениться на принцессе. Третья задача и методы третьи.
Договориться мне как раз не важно. В смысле само по себе не важно, я не считаю это самоценностью. Это тоже метод достижения моих целей.
no subject
Date: 2014-02-24 08:37 am (UTC)Да и вообще! Борьба добра со злом не имеет целью "зло полюбило добро", оно даже не всегда имеет целью "зло раскаялось и стало добром". Цель: добро всегда побеждает зло. При этом под "добром" понимается человек с правильным целями, качественными нравственными установками и т.д. Ну т.е. я не понимаю, что плохого в этом вечном мультиковом сюжете, зачем ребенку говорить "а вот в жизни дракон непременно обозлился бы и за эту победу НАТО теперь спалит 4000 соседних деревень?"
no subject
Date: 2014-02-24 08:46 am (UTC)И тут есть много разных моделей поведения. А детям дают полторы - "сколько раз встретил врага, столько раз убей" и "ну всех надо понять и возлюбить".
no subject
Date: 2014-02-24 10:09 am (UTC)no subject
Date: 2014-02-24 07:27 am (UTC)Я про сказки и их воспитательную роль онли.
no subject
Date: 2014-02-24 08:28 am (UTC)no subject
Date: 2014-02-24 08:36 am (UTC)Сложные заморочки с последствиями, мировым балансом, тяжким этическим выбором и кровной местью ребенок тоже посмотрит, потом - в "крестном отце" и прочем.
А еще в мультфильмах обычно видно, до какого момента злодей еще мог отступиться: не украсть, не убить, не солгать, удержаться от искушения. Ну и сила этого искушения тоже хорошо показана. Годная вещь мультики, круче только ветхий завет местами.
no subject
Date: 2014-02-24 08:42 am (UTC)А редиской быть не надо, да. Но наверное у меня детство не на ту эпоху пришлось. Мне внушали, что не надо быть редиской, а по носу вокруг получали почему-то все больше совершенно другие люди. И случился у меня когнитивный диссонанс.
То есть опять же, я не против чтоб редисок по носу били. Только можно чтоб не было "раз тебе по носу дали, значит редиска"
no subject
Date: 2014-02-24 09:38 am (UTC)(Первый свой комментарий удалю - если ты получишь о нём сообщение на какую-нибудь почту, можешь не читать.)
no subject
Date: 2014-02-24 09:19 am (UTC)no subject
Date: 2014-02-24 08:54 am (UTC)И это, блин, засада.
А с другой стороны, ты же не обязана каждый раз, как хочешь в ЖЖ высказать свои мысли, подробно расписывать, по какому они поводу. И писать так, чтобы было понятно мне, Васе Пупкину, юзеру А, кому угодно, не обязана от слова совсем. Но поговорить-то хочется, и опция "добавить комментарий" вроде как намекает, что это возможно...
no subject
Date: 2014-02-24 09:49 am (UTC)no subject
Date: 2014-02-24 05:08 pm (UTC)Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил
С подлецом, палачом -
Значит, в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!
А ведь всего несколько лет назад баллада о борьбе считалась практически гимном ролевого движения...